События «Заставляя тело думать»: новый проект Мигеля Матоша

«Заставляя тело думать»: новый проект Мигеля Матоша

02/16/17 23:25:28 (4 мнения)

от: Miguel Matos

 

Моя цель как человека, пишущего и размышляющего о парфюмерии, состоит не только в перемещении в условный «ольфакторный рай», но и в исследовании всех возможностей запаха — от просто способности приносить удовольствие и давать пищу для ума и до взаимодействия его с различными явлениями социальной и творческой жизни. Последнее время я провел за разработкой одного очень личного проекта, представляющего собой ароматно-философскую выставку, в работе над которой были задействованы шесть парфюмеров, одна певица и одна книга. Открытие намечено на 18 февраля, но до этого я хотел бы рассказать вам о том, чем на самом деле является этот проект. 

Book cover

Книга, подарившая идею выставки

Оставив позади визуальную схожесть между ольфакторным и изобразительным искусствами, которую я исследовал в рамках проекта «Синестезия», я бы хотел отдать должное португальской писательнице, о которой знают лишь немногие, но которая имела огромное влияние на всех, кого тронули ее работы: это Мария Жоау Сейчу (Maria João Ceitil). Прежде всего, я бы хотел упомянуть ее текст Pôr o Corpo a Pensar («Заставляя тело думать»), вернее, докторскую диссертацию, изданную ISPA, Португальским институтом прикладной психологии, к которой я часто обращался во многих художественно-аналитических текстах. 

Casa da Cerca Museum

Здание Дома современных искусств, Алмада (Поругалия)

«Незаметная грань запаха может довести до исступления» — отрывок из книги, который стал девизом ее же интерпретации. Магическая, завораживающая фраза, как и вся работа в целом. В этом произведении непрямым образом пересекаются области психоанализа, философии, литературы и прочих дисциплин, причем автор настаивает на позиции, далекой от классических рационалистских воззрений; на философии, которая рассматривает личную точку зрения как ключевое понятие чего бы то ни было и удачно названной «когнитивным пространством субъективности». Туманным, но увлекательным языком Мария Жоау Сейчу размышляет о процессе рождении мысли сквозь тело. О чувствах как об источнике новой философии, а не как о пространстве иллюзорной действительности. О том, как остаться один на один с животным, живущим внутри каждого из нас и начать следовать инстинктам, пуститься на поиски той самой незаметной грани запаха, которая может довести до исступления. О том, как признать, что «существуют мысли, которые мыслят сами себя», и в рамках освобождения их мы должны отпустить контроль над реальностью и ценить пассивность выше тех самых мыслей, мыслящих самих себя.

Interior of the cistern

Спуск в старое водохранилище

Все размышления автора на тему запаха исключительно любопытны. Субъективный анализ здесь сопровождается размеренным литературным языком так, что складывается впечатление, что целью Марии Жоау Сейчу было ввести читателя в полубессознательное состояние, сходное с тем, что испытываешь при гипнозе. Это, несомненно, криптографически замкнутый, магический и в какой-то степени уникальный текст. Некоторые фразы в нем будто повторяют, закругляют сами себя, словно заклинание: «внутри меня есть мысли, которые мыслят себя сами», «запах тела и звук барабанов», «его запах — мой ритм» и проч. Почти в ритуальной манере писательница заставляет читателя «пасть» перед своей собственной природой. Вопросы, ответы, опасность. Трансформация. Соответственно этому подходу, спуск в помещение Casa da Cerca, ранее выполнявшее функции водохранилища, символизирует некий путь, выход к себе и внутреннему волшебному миру. В полумраке пространства посетитель находит себя в кажущемся пустым помещении, однако это не так. Внутри него хранится то, что наше общество пытается сокрыть любой ценой: запах. Запах прикосновения, ощущения, само чувство обоняния, которое мы не можем до конца контролировать.

Interior of the cistern with installation

Интерьер старого водохранилища, подготовленный для инсталляции

Мария Жоау Сейчу, доктор философии в университете Лиссабона, работала старшим преподавателем в ISPA и была соосновательницей Ассоциации Феноменологической Философии. Она выпустила несколько работ в научных журналах на тему тела, мышления, желания, самоотрицания, смерти и ранее названных отношений между философией, психоанализом и литературой. На неё произвели глубокое впечатления произведения Жоржа Батая, Маркиза де Сада, Жиля Делёза, Феликса Гваттари, Зигмунда Фрейда и Жака Лакана. Она же прекрасно описала свою работу в нескольких предложениях, напечатанных на обложке:

«Pôr o Corpo a Pensar — это самоаналитический текст о философии. В глубине человеческой души есть вопросы, которые покрывают многие ответвления мысли: что есть философия? Что такое философское мышление? Это текст, который основывается на рефлексивном движении, исследующем самомнение. Отвечая, что есть философия, и включается ли она в обозначенный вопрос, я ссылаюсь на три элементарные концепции: тела, контакта и мышления. Вопрошая, что есть философия и литература и чем они занимаются, я обращаюсь к таким авторам, как де Сад и Батай, и вместе с теми, кто упомянут в записях о психоанализе: Фрейде и Мелани Кляйн. Вопрос о философии, ее сущности и поле смыслов, также раскрывается в соответствии с личными рассуждениями. Присутствие такого типа дискурса опирается на убеждение о том, что язык тела также персонализирован.

Цель этого исследования — приблизиться как можно плотнее к вопросу языка тела, и таким образом изучить еще более примитивную его характеристику: запах. Эта работа неустанно следует за первоначальными моментами мышления и чувствования, а также момента, когда оба эти процесса сходятся в одной точке. Незаметная грань запаха может довести до исступления, и эта грань — как раз то, что приводит мысль в действие».

Scent boxes

Деревянные шкатулки с ароматом

Этот отрывок из книги был отделен от контекста прочих размышлений автора и взят в качестве основы для работ «носов», ольфакторных художников от мира нишевой парфюмерии, которым требовалось перевести не сам текст, но ощущение от него, в запахах. Это необязательно должны быть парфюмерные ароматы. В перечень композиций я включил одну ранее существующую работу, неразрывно связанную с контекстом инсталляции; я говорю о Secrétions Magnifiques французского парфюмера Aнтуана Ли для Etat Libre d'Orange. Другие работы были созданы специально для этой инсталляции — их авторами стали Aнатоль Лебретон, Aнтонио Алессандриа and Aнтонио Гардони. Работа Лукаса Грации также нова и будет представлена впервые в рамках этого проекта. Композиция Свена Прицколейта, выпущенная ранее и снятая с производства, была возвращена к жизни по желанию художника. Эти ароматы, запахи имеют общую цель: создание особого пространства телесности через запах — ту его характеристику, которую Мария Жоау Сейчу называет самой базовой и примитивной. Неизбежный и животный. Запах тела.

Scent box

Шкатулка, в которую помещен аромат

Продолжая линию животного, чувственного концепта, я пригласил перформансиста Оливию Пирес для создания аудиоинсталляции на основе вокальных и перкуссионных записей. Эти звуки в пространстве цистерн — отображение примитивного и инстинктивного начал, с которыми соприкасается посетитель, спускаясь в символическое подземелье.

Идея проекта Pôr o Corpo a Pensar — это создание пространства, в котором бы пересекались сферы искусства, философии и запаха. Работы, созданные парфюмерами в рамках этой инсталляции, практически невозможно было бы применить к существующим реалиям, но они заинтересовались и оказались способны воплотить их в жизнь. По большому счету, это не ароматы, но работы ольфакторного искусства, если оперировать терминами Чандлера Берра. Это запахи тела, любви, эротизма, запахи первичных инстинктов. Моей же целью было не только отдать должное автору и ее великолепной работе, но и продолжить развивать ее мысль, соединив нить, которая была оборвана ее внезапной кончиной.

РАБОТЫ

Aнатоль Лебретон: God Pan

Anatole Lebreton

God Pan — ольфакторная композиция, которая начинается органическими нотами; запахами тела, связанными с пьянящими цветочными оттенками. Это соблазнительный, сексуальный аромат, бесстыдно пытающийся привлечь внимание в нашем эротизированном мире. Неоспоримо красивый, он тревожен в своем магнетизме. God Pan демонстрирует широкие познания автора в истории парфюмерии первой половины ХХ века, когда натуральные животные материалы использовались достаточно широко. В ту эпоху, когда духи были верным инструментом, воздействующим на подсознание и пробуждающим сексуальность, которую невозможно было бы продемонстрировать визуально или даже вербально. 

Aнтуан Ли: Secrétions Magnifiques

Antoine Lie

Secretions Magnifiques — это эпохальная, иконоборческая в некотором смысле работа. Концепцией этого аромата было отражение всех запахов тела и того, что происходит внутри нас, когда мы находимся под действием сильнейших эмоциональных переживаний. Запахи тела в гиперболизированнном виде: главные ноты этого аромата — кровь, сперма, пот и адреналин. «Он мог бы вписаться в культурный контекст дадаизма 1920-х годов» — говорит Антуан Ли. Но, возможно, это всего лишь реакция на устройство очень политкорректной и в целом славной душистой вселенной. «Для меня это не аромат как таковой. Это в большей степени ольфакторная конструкция, пытающаяся раздвинуть границы и дать всем понять, что нет ничего невозможного». Между красотой и гротеском, в пространстве социально неприемлемых контекстов, Sеcrétions Magnifiques стал одной из главных работ экспериментальной парфюмерии и показал, каким может стать самый дерзкий вызов парфюмерии авторской.  Неносибельный для большинства, обожаемый единицами, это хрестоматийный аромат, который, безусловно, поставил Антуана Ли и Etat Libre d'Orange в ряды служителей подлинного парфюмерного искусства.

Антонио Алессандриа: Life and Death

Antonio Alessandria

В процессе чтения отрывка из книги Марии Жоау Сейчу, в память Антонио Алессандрии запала параллель между запахом и десакрализацией. Эта мысль привела его к теме вечной борьбы между жизнью и смертью, эросом и танатосом. «В моем сознании моментально ожили некоторые картины жанра ванитас (натюрморты эпохи барокко, которые должны были напоминать зрителю о бренности бытия — прим. пер.) XVII века, на которых свежесрезанные цветы будто молили о жизни, а черепа и песочные часы намекали: помни о смерти». Белые цветы, несомненно, — лучшие представители связи между жизнью и смертью, позитивным и негативным, девственной красотой и животной плотью. «Я выбрал гардению для того, чтобы показать ее очевидную невинность и способность к маскировке плотских желаний, для того, чтобы подчеркнуть более чем великолепную её красоту, более глубокую и бесстыдную, чем  секреты, спрятанные во чреве природы. Гардения тут — самый темный час ночи, издающая свой последний крик перед смертью», поясняет парфюмер.

Aнтонио Гардони: O

Antonio Gardoni

Тубероза — самый сексуальный из цветов. Бесстыдная грешница от мира флоры. Говорят, что в древние времена в сезон цветения туберозы юных девственниц на ночь запирали в спальнях, чтобы они не сошли с ума и не потеряли честь, почувствовав запах цветов, распускающихся в ночи. В качестве контраста к полнокровной, плотской красоте туберозы Антонио Гардони добавил к экстракту этого цветка еще один, совершенно новый в парфюмерии и добавляющий цветам гротескное измерение; соотносящийся с самыми неприличными запахами тела, а именно — несвежим дыханием. Для этого Гардони соединил с туберозой чесночную эссенцию, запах которой может спровоцировать раздражение, но не перекрывает сексуальный характер цветка. Результат — борьба между желанием и отвращением.

Лукас Грация: Iris Noir

Lucas Gracia

Ирис — благородный, в некоторой степени священный цветок, экстракт корня которого обладает пудровым запахом. Он всегда ассоциировался с роскошью, был символом богатства и чистоты. К этой ольфакторной символике Лукас Грация присовокупил насыщенную ноту кумина, специи, аромат которой в высокой концентрации напоминает запах тела, точнее — человеческого пота, на нейтрализации которого многие усиленно настаивают. Идея заключалась в «осквернении» материала, ассоциирующегося с непорочностью, с помощью другого, символизирующего запах «грязи». Девство против сексуальности.

Свен Прицколейт: Nardus

Scen Pritzkoleit

В этой 100%-натуральной композиции сошлись запахи земли и зелени с анималистичными, звериными оттенками, что воплощает собой дуализм, борьбу между духом и инстинктами. Когда мы влюблены, у нас внутри все гармонично — именно так пахнет Nardus. «Мы были созданы для того, чтобы созидать и творить любовь», говорит Свен Прицколейт.

Ондина Пирес: Odormance

Ondina Pires

Вдохновленная текстом Марии Жоау Сейчу и добавившая к нему свои ассоциации с творчеством Батая и де Сада, Ондина Пирес в своем вокальном перформансе, записанном для Casa da Cerca использовала методы, идейно близкие к дадаизму и экспериментальному искусству. Ее идеей было воплотить с помощью голоса характеристики использованных в каждом аромате нот: пота, семенной жидкости, кумина, ириса, туберозы, гардении, крови и экскрементов. Ондина прибегла к различным вокальным техникам и перкуссионному диапазону для создания животного, грубого звучания, и соединила их со звуками шаманских и духовных ритуалов, а также голосами природы.

Miguel Matos is a Portuguese journalist obsessed with perfume. Miguel likes to see himself as a fragrance curator, investigating perfume as contemporary art. He directs his own cultural magazine, Umbigo, and writes texts for museums and galleries. He is a vintage perfume collector and organizes regular talks called Vintage Perfume Sniffing and Olfatto L'Amore. Honorable member of the International Perfume Bottle Association. He did workshops for brands such as Versace, Grès, Roger & Gallet and Florescent. He also writes on beauty and grooming for Beautyalmanac.com. He is a Fragrantica writer, translator and editor of Fragrantica.com.br.

Перевод: Джульетта Птоян





Император
Император

мамО,какой бетон))))))))

Feb
20
2017
guest_
guest_

При прочтении текста возникли опасения, что в "деревянных шкатулках" устроители инсталляции положили нечто совсем уж неприлично пахнущие человеческие вещества. Эти опасения небеспочвенны: чем "современнее" искусство, тем больший позор и поругание чувств оно предлагает ни в чем не повинному зрителю...
Но, к счастью, дальше в тексте пошли фото авторов и описания действительно ароматов (пусть даже и вонючих)!:))
Пусть хоть так и не более того, шепчет внутренний голос:).

Feb
20
2017
vdm5
vdm5

Да, Мигель глубоко копнул. Как и положено истинному профессионалу своего дела, он ищет отражение и применение своих знаний о предметной области вне ее. И, наверное, те, кто любит животные и грязные ароматы, с удовольствием последуют за Мигелем, найдя "свою прелесть" в аромате с запахом нечищеного рта или пота. Почему бы и нет)). Меня вот все эти ингредиенты отпугивают, и я категорически не хочу узнать как пахнет аромат с нотой спермы))...

Feb
17
2017
h2guy
h2guy

Прекрасная концепция, спасибо, Мигель!

Feb
17
2017

Добавьте ваш комментарий

Зарегистрируйтесь на Fragrantica и вы сможете добавлять свои собственные комментарии.

Новые ароматы

Bonbon Spring SummerViktor&Rolf
Bonbon Spring Summer

Sun Pop Green FusionJil Sander
Sun Pop Green Fusion

Sun Pop Coral PopJil Sander
Sun Pop Coral Pop

Sun Pop Arty Pink Jil Sander
Sun Pop Arty Pink

Sunkissed DreamsHawaiian Tropic
Sunkissed Dreams

Island ResortHawaiian Tropic
Island Resort

Summer DreamsHawaiian Tropic
Summer Dreams

Golden ParadiseHawaiian Tropic
Golden Paradise

Evening Rose D`OrAerin Lauder
Evening Rose D`Or

Tangier Vanille D`OrAerin Lauder
Tangier Vanille D`Or

1881 SignatureCerruti
1881 Signature

Pure Grace Summer SurfPhilosophy
Pure Grace Summer Surf

First Instinct for HerAbercrombie & Fitch
First Instinct for Her

Leather SensationByblos
Leather Sensation

Metal SensationByblos
Metal Sensation

Solarissimo MarettimoAzzaro
Solarissimo Marettimo

Musk MalakiChopard
Musk Malaki

Bonjour SeñoritaTous
Bonjour Señorita

Mia Me MineHalloween
Mia Me Mine

Gisada UomoGisada
Gisada Uomo

Gisada DonnaGisada
Gisada Donna

KastellorizoMaison de Parfum Berry
Kastellorizo

AdoualaMaison de Parfum Berry
Adouala

Ambre 35Maison de Parfum Berry
Ambre 35

Coeur NoirMaison de Parfum Berry
Coeur Noir

Violette RebelleMaison de Parfum Berry
Violette Rebelle

PortraitMaison de Parfum Berry
Portrait

CathédraleMaison de Parfum Berry
Cathédrale

Éblouissants RefletsMaison de Parfum Berry
Éblouissants Reflets

MystiqueMaison de Parfum Berry
Mystique

Популярные дизайнеры и ароматы: